Роль Казахстана во внешней политике Китая

Во внешнеполитической стратегии Китайской Народной Республики Республика Казахстан занимает центральное место как ключевое евразийское звено для реализации инфраструктурных, экономических и геостратегических инициатив. В течение последних трёх месяцев наблюдается качественное углубление казахстанско-китайских отношений, что проявляется в усилении политического диалога, росте экономической взаимозависимости, активизации транспортно-логистического взаимодействия и расширении инвестиционного присутствия Китая в стратегически значимых секторах казахстанской экономики.

Особое внимание следует уделить итогам второго саммита «Китай – Центральная Азия», прошедшего в июне 2025 года в Астане. Президент КНР Си Цзиньпин в ходе визита подписал с пятью государствами региона, включая Казахстан, Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который закладывает основу для институционализированного и системного взаимодействия в политической, экономической, транспортной и культурно-гуманитарной сферах. Важной особенностью стало подписание соглашений, направленных на укрепление «стратегического доверия» между Пекином и Астаной, что предполагает не только экономическую кооперацию, но и сближение в вопросах региональной безопасности и цифрового суверенитета.

Наиболее ощутимые изменения произошли в области транспортной инфраструктуры. Китай, стремясь к снижению зависимости от маршрутов, проходящих через Российскую Федерацию, инвестирует в развитие так называемого Срединного коридора — трансевразийского маршрута, проходящего через территорию Казахстана, Каспийское море, Южный Кавказ и далее в Европу. Республика, со своей стороны, инициировала ускоренное строительство новых железнодорожных веток (в частности, Достык–Мойынты и обход Алматы), модернизацию портов в Актау и Курык, а также расширение сухопортов в Хоргосе и на границе с Узбекистаном. Согласно последним статистическим данным, объём транзитных автомобильных перевозок между Китаем и Казахстаном в первом полугодии 2025 года увеличился более чем на 80 %, а железнодорожных – на 13 %, что подтверждает возрастающее значение республики в евразийской транспортной архитектуре.

Интенсивное расширение китайского инвестиционного присутствия в Казахстане охватывает не только инфраструктуру, но и такие сектора, как энергетика, добыча полезных ископаемых, водородные технологии и агропромышленный комплекс. В июне 2025 года было подписано более двух десятков соглашений, среди которых ключевым является меморандум о сотрудничестве в сфере развития водородной энергетики между Министерством энергетики Казахстана, корпорацией CNNC и университетом Shanghai Jiao Tong. Параллельно ведётся работа по совместной разработке месторождений урана и редкоземельных металлов, что соответствует амбициям Китая по созданию надёжной ресурсной базы в условиях геоэкономической турбулентности. Показательно и то, что Казахстан рассматривается Пекином как приоритетное направление в рамках диверсификации энергетического импорта, включая проекты строительства атомных электростанций и ВИЭ-хабов.

Политика многовекторности, последовательно реализуемая президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, обеспечивает необходимую гибкость в условиях соперничества глобальных акторов. Несмотря на растущую вовлечённость в китайские инициативы, Астана продолжает курс на сбалансированное развитие партнёрств с Европейским союзом, США и Турцией. Такая стратегия позволяет Казахстану минимизировать риски избыточной зависимости от одного направления и сохранить автономию в вопросах стратегического планирования. В то же время всё более плотное сопряжение с Китаем сопровождается потенциальными вызовами. Речь идёт, прежде всего, о рисках экологической деградации вследствие растущего водопользования в трансграничных реках Иртыш и Или, проблемах, связанных с цифровым суверенитетом и возможным проникновением китайских технологий двойного назначения в критически важные системы управления.

Необходимо также учитывать фактор демографической и культурной восприимчивости казахстанского общества к расширению китайского присутствия. Несмотря на официальную риторику о взаимоуважении и равенстве, существует скрытая обеспокоенность в казахстанском экспертном и гражданском сообществе относительно потенциального расширения «мягкой силы» Китая в сферах образования, медиа и религии. Это требует от Астаны особой дипломатической чувствительности и институциональной зрелости в вопросах управления внешнеполитическими ресурсами.

Таким образом, Казахстан в обозримой перспективе продолжит играть важную роль в китайской стратегии «одного пояса — одного пути» как транзитный, энергетический и дипломатический узел, обеспечивающий Пекину выход к Европе и Ближнему Востоку в обход традиционных маршрутов. При этом от способности Астаны сохранять стратегический баланс между различными центрами силы будет зависеть не только уровень её суверенитета, но и стабильность в Центральноазиатском регионе в целом. Политико-экономическая эволюция казахско-китайского партнёрства в 2025 году демонстрирует новый уровень взаимозависимости, при котором Казахстан становится не просто объектом внешней политики Китая, а активным субъектом евразийской геоэкономики.

Похожие статьи
Читать далее

Байден отказался от гонки

Политический ландшафт США накануне президентских выборов 2024 года значительно изменился после внезапного решения Джо Байдена отказаться от участия…
Читать далее

Что творит Трамп?

С начала 2025 года президент США Дональд Трамп предпринял ряд шагов, которые, по мнению многих аналитиков, направлены на…
Читать далее

Центральная Азия и Китай

Сближение государств Центральной Азии с Китаем является важным явлением в геополитическом и экономическом контексте региона. В последние годы…